Телефон: +7928-136-94-71

Главная » История и легенды » История и легенды Ростова: Как в Балабановской роще железную дорогу построили

История и легенды Ростова: Как в Балабановской роще железную дорогу построили

9b53176648347624be47f71db5731673

Знаете ли вы, где в Ростове располагался парк Сталина? А как в 30-е годы в нашем городе прокладывали железную дорогу через рощу? При чем здесь пионеры и Гагарин? Нет! Тогда читайте нашу очередную онлайн-экскурсию по Ростову.

О судьбе Малой Северо-Кавказской детской железной дороги им. Ю.А. Гагарина в Ростове-на-Дону.

В уже далекие от нас 30-е годы в нашей Стране Советов получило свое начало и развитие движение железнодорожников. Его основу составляли пионеры и комсомольцы. Так в 1932 году в Москве была открыта первая детская железная дорога, но спустя два года она была закрыта. Спустя год в Тбилиси была открыта еще одна детская железная дорога, и она официально считается первой в мире!
В те самые 30-е в Ростове действовало два клуба юных железнодорожников. В 1937 году комсомольцами Ростова была высказана идея о строительстве детской железной дороги в южной столице.

6d0d7091f88257451bb3df3deebf1e1f

К 1940 году эту идею решили воплотить в жизнь. В бывшей Балабановской роще (высаженной еще в конце 19 века городским главой Нахичевани — Балабановым). А в парке им. Сталина решили построить паровозное депо, первые станции и саму дорогу.

К концу 40-го года Детская железная дорога была открыта в Ростове. Назвали ее в честь К. Ворошилова. Проработать она, правда, долго не смогла — вскоре началась Великая Отечественная война. Подвижной состав и оборудование были эвакуированы в Тбилиси.

Стоит отдельно сказать, что детская железная дорога оказали неоценимую помощь в подготовке специалистов для отечественных железных дорог в периоды, когда страна по ряду демографических причин испытывала острый дефицит квалифицированных кадров.

Сразу после освобождения Ростова от фашистов началось восстановление дороги, но полностью ее удалось отремонтировать только к 1949 году. А вскоре парк им. Сталина переименовывают в парк им. Н. Островского.
К 60-м годам дорога выходит на новый уровень, действует пять составов, работают три станции — Солнечная, Победа, В. Черевичкина.

5d8eda787a1a050c9be56ab3d194977b

В 1961 году ДЖД назвали в честь первого космонавта планеты — Юрия Гагарина. В 1963 году на всесоюзном съезде пионеров Гагарину ростовские пионеры вручили удостоверение почетного юного железнодорожника. В 70-е ростовская детская железная дорога стала лауреатом Премии Ленинского комсомола.

80-е стали новой вехой в истории ДЖД. Ростовские моделисты-железнодорожники были удостоены бронзовой медали ВДНХ, а в 1986 году был построен четырехэтажный образовательный комплекс на станции Солнечной.
В тяжелые 80-е годы ДЖД стали открываться и в соцстранах (Куба, КНР, Польша, Венгрия, Чехословакия, ГДР), однако там они проработали до начала 90-х и были закрыты либо превратились в аттракционы. Такая же участь ожидала и многие ДЖД стран бывшего СССР, и только в России ни одна ДЖД не была закрыта! А с 2004 года были построены еще три.

Развал СССР дал старт тяжелому времени для Ростовской ДЖД, она чудом смогла выжить в это непростое время, при этом потеряв почти все свое имущество: что-то было продано, что-то сдано в аренду. В нулевые удалось многое вернуть, и ДЖД обрела вторую жизнь.

82a760ad41d4f7ba8af1eba03352fc90

Сейчас каждый желающий может прокатиться на маленьком ростовском чуде света за очень небольшую цену, а также посетить интересный музей ДЖД, где собрано множество различных железнодорожных моделей и хранится послание юным железнодорожникам, написанное самим Гагариным!

Если хотите познакомиться с историей Ростова ближе, записывайтесь на экскурсии по телефону +7 (928) 136-94-71. 

Мы всегда рады поделиться нашими знаниями о любимом городе : )

Дмитрий Гришечкин

Комментарии закрыты.